“Оцениваем быстро - ценим каждого!”
+ 7 (383) 239-14-09
+ 7 913-989-23-89
Обратный звонок
Оформить заявку
  • Быстрая оценка
  • Низкие цены
  • Высокий профессионализм
  • Бесплатная доставка для АН и банка

Государственная оценка: рынок под диктовку государства или необходимое преобразование?

Текст: Екатерина Кицура

Оценочная деятельность в России только начинает развиваться. В связи с чем, государством разрабатывается множество преобразований и реформ, призванных главным образом создать системность и организованность в системе оценки, а также исключить вероятность ошибок и присутствие неквалифицированных специалистов на рынке оценки.

Одной из последних реформ в области оценочной деятельности, является внесение изменений в Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ и разработка новой методики оценки кадастровой стоимости недвижимости. Разработка изменений и методики началась летом 2016 года, в июне закон был принят Думой, а в июле уже подписан Президентом. Согласно закону, независимые оценщики  не будут иметь право оценивать недвижимость для ее налогообложения. Данную оценку смогут осуществлять только специалисты бюджетных учреждений. Так называемые асессоры государственного кадастра. Такая система кадастровой оценки применяется в большинстве развитых стран. На практике это выглядит так: теперь каждый российский регион должен создать специализированное госучреждение (далее ГБУ), сотрудники которого и будут оценивать недвижимость для последующего расчета земельных и имущественных налогов.

По прогнозам Минэкономразвития, численность персонала новых учреждений составит от 15 до 30 человек, которых разделят на три группы. В первую войдут государственные оценщики, которые производят расчеты и разрабатывают единые методики кадастровой оценки. Специалисты второй группы займутся сбором, систематизацией и аналитикой рыночных цен на недвижимость в России. В третью группу войдут сотрудники, которые сосредоточатся на анализе и исправлении системных ошибок оценки.

Однако, следует отметить затратность данного преобразования. По большей части в области подготовки и обучения персонала. Для сокращения расходов и оптимизации применения реформы, Минэкономразвития и власти регионов рассматривают возможность организации ГБУ на базе Бюро технической инвентаризации. Окончательный ответ по этому поводу даст Минфин, который сейчас просчитывает - в какую сумму бюджету обойдется создание ГБУ при условии, если в них передадут услуги и штаты Бюро технической инвентаризации.

Теперь отметим, что же ждет нас по факту. Методика кадастровой оценки получит очень важные преобразования: учет износа объекта оценки, историческую ценность, а также экономические и экологические особенности региона. Однако, сама методика оценки Минэкономразвития еще не до конца проработана. Да и данных, например, об износе здания на текущую дату можно найти не везде. Упразднение функций БТИ в 2012-м – привело к катастрофическим последствиям и к развалу государственной статистики. Сейчас ни в одном регионе власть не знает, сколько на территории жилья и в каком оно состоянии. Ошибки и неточности в базах Росреестра также никуда не денутся, но эту тему реформа кадастровой оценки не затрагивает. Еще одним вопросом остается то, что кадастровая оценка проводится методом массовой оценки, то есть специалисты не выходят на каждый объект лично, а получают и уточняют данные из Государственного Кадастра недвижимости. При таком способе оценки от ошибок застраховаться нельзя.

В целом, остается только ждать первых результатов применения новой методики государственной оценки и надеяться, что это повысит контроль результатов работ, качество их проведения. Несомненным плюсом является то, что кадастровая оценка будет выполняться по единой методике на всей территории России. Все это будет способствовать защите законных интересов правообладателей объектов недвижимости. Планируется, что регионы России должны перейти на новый порядок кадастровой оценки, создав соответствующие структуры, до 2020 года.

 По материалам сайта «Российская газета»